среда11 декабря 2024
korr.in.ua

"Зимняя война" 1939-1940 гг. в Финляндии: как смелая маленькая нация противостояла мощной армии Москвы.

Как и предполагал Сталин, триумфальной прогулки не состоялось.
"Зимняя война" 1939-1940 гг. в Финляндии: как смелая маленькая нация противостояла мощной армии Москвы.

В марте 1939 года Чехословакия окончательно исчезла с карты Европы, преданная западными державами. Одно из самых демократических государств мира было растерзано нацистской Германией, которую поддержали хортистская Венгрия и недальновидная Вторая Речь Посполитая националистов-"полковников".

Ситуация на европейском континенте стала крайне напряженной. 23 марта утром подразделения вермахта аннексировали Клайпедскую (Мемельскую) область Литвы. В Испании прозвучал последний аккорд гражданской войны – 1 апреля оставшиеся силы республиканской армии капитулировали, и к власти пришел правый консерватор Франсиско Франко, который почти три года пользовался поддержкой немецких нацистов и итальянских фашистов. Немного ранее, в конце марта 1939 года Венгрия с помощью Польши захватила Подкарпатскую Русь (Закарпатье), только что провозгласившую независимость. Германия и Италия просто "умыли руки", как и западные демократии. 2 апреля итальянцы вторглись в Албанию, но вскоре получили достойный отпор от греков. До широкомасштабной войны в Старом Свете оставалось всего четыре месяца.

Ультиматум Москвы

Лидер СССР Иосиф Сталин, поддерживавший испанских республиканцев, вскоре "забыл" об этом поражении. Начиная с конца лета 1939 года, он пытался диктовать волю всем участникам надвигающегося конфликта. Кремль, казалось, находился вне схватки, но шаг за шагом готовился получить свои территориальные "подарки" на западных границах, куда уже подтягивались огромные военные контингенты.

Конфликт складывался следующим образом: с одной стороны находились западные демократии (Великобритания и Франция), имеющие младших союзников в Европе – Вторую Речь Посполитую, Югославию, Грецию и тогдашнюю Румынию. Последняя была вынуждена летом 1940 года встать на сторону стран Оси (Берлин — Рим — Токио) после оккупации СССР Бессарабии и Северной Буковины. Тоталитарный блок – Германия и Италия, с сателлитами (Венгрией и "обрезанной" Словакией) – готовились к наступательным действиям на континенте. На Дальнем Востоке уже вспыхнула война в Китае, развязанная императорской Японией. Японские и советские войска дважды проверяли свои силы – в июле-августе 1938 года у озера Хасан и в мае-сентябре 1939 года на реке Халхин-Гол…

Однако на самом деле инициатива принадлежала канцлеру Германии Адольфу Гитлеру, которого многие считали миротворцем. 23 августа 1939 года неожиданно – особенно для коммунистических партий и людей левых взглядов – был подписан Договор о ненападении (Пакт Риббентропа-Молотова) между нацистами и коммунистами, которые совсем недавно были антагонистами. Его изюминкой стал Секретный протокол. Гитлер "выбрал тайный союз со Сталиным, разделив с ним Восточную Европу на сферы влияния, отдав России Финляндию и страны Балтии, договорившись о разделе Польши и совместном преследовании польского сопротивления. Это был политический, военный и экономический союз двух тоталитарных государств, сопровождаемый отказом Сталина от идеологии антифашизма. Нейтралитет России позволил Гитлеру рискнуть мировой войной", – писал украинский философ Мирослав Попович в книге "Червоне століття".

Таким образом, в сентябре 1939 года после Австрии и Чехословакии настал черед Второй Речи Посполитой, которая уже в конце этого месяца была разгромлена (хотя и не капитулировала, в отличие от Франции летом 1940 года) и разделена пополам между двумя стервятниками. Сталин и Гитлер после этого провели "рокировку" территориями в своих "сферах влияния": Берлин уступил Литву в обмен на центральную Польшу с Варшавой. Очередь трех государств Балтии (Литвы, Латвии и Эстонии) и Финляндии еще не наступила, хотя давление сталинского СССР на них постепенно усиливалось.

Советский Союз активно шантажировал эти государства, предлагая разместить на их территориях свои воинские части. Страны Балтии не выдержали давления и с 28 сентября по 10 октября 1939 года сделали первый шаг к оккупации своей территории, подписав кабальные договоры. С Литвой играли иезуитски, "вернув" Виленский (Вильнюсский) край, который в 1920 году аннексировали поляки, чтобы уже летом следующего года оккупировать всю страну целиком.

Однако с Финляндией "этот номер" не прошел: Хельсинки отклонили ультиматум Москвы, требовавшей разместить гарнизон на Аландских островах и острове Суурсаари (Гогланд) в центральной части Финского залива. Аппетиты Кремля росли. Финны во время переговоров в Москве в октябре 1939 года ссылались на свой нейтральный статус. Попытка Советов навязать размещение военного контингента на стратегическом полуострове Ханко сроком на 30 лет, совсем рядом со столицей страны, также была отклонена. Как и неравноценный со стратегической точки зрения "обмен территориями" (Сталин требовал большую часть Карельского перешейка с мощной "Линией Маннергейма", что открывало беспрепятственный путь в столицу Финляндии, а взамен "отдавали" леса в центральной Карелии). Это небольшое, если сравнивать с Советским Союзом, государство уступало коммунистическому монстру по населению в 55 раз!

Война СССР с "финской военщиной"

Терпение Сталина, который сам принимал участие в переговорах с финской делегацией, и это было вообще редким случаем, лопнуло. 21 ноября 1939 года войскам Ленинградского военного округа и Балтийскому флоту было приказано "в сжатые сроки разгромить сухопутные и морские силы противника". Но нужно было найти какой-то повод для начала войны с "финской военщиной"…

Советский пропагандистский плакат, 1939 год

Такой повод очень быстро "нашелся" — 26 ноября органы НКВД организовали провокацию у небольшого советского поселка Майнила, близ границы. Якобы финны обстреляли из артиллерии позиции 68-го стрелкового полка РККА. Большевики сообщили о гибели четырех и ранения девяти красноармейцев. Естественно, это была инсценированная провокация, о которой начали писать российские историки только в начале 1990-х годов. Один из них, Михаил Семиряга, отмечал: "Провокация была устроена, естественно, теми, кому она была выгодна. В этой ситуации она была выгодна только советской стороне, чтобы иметь повод для денонсации договора о ненападении с Финляндией" ("Тайны сталинской дипломатии", 1992).

29 ноября 1939 года СССР разорвал дипломатические отношения с Финляндией. На следующий день, 30 ноября, в 8:00 мск советские войска пересекли границу с Финляндией и начали боевые действия. Одновременно началась бомбардировка Хельсинки и большинства крупных городов – Котки, Оулу, Тампере, Виипури (современный российский Выборг). Советская пресса утверждала, что среди мирного населения жертв не было, хотя на самом деле в столице погибло 91 человек.

"Вторжение ошеломило население, которое, несмотря на тревожные настроения и военную мобилизацию, наивно надеялось, что конфликт можно будет предотвратить переговорами. Но уже