среда04 декабря 2024
korr.in.ua

На предстоящих выборах в Украине возможна победа пророссийской политической партии.

Председатель правления Института мировой политики Виктор Шлинчак поделился мнением о тех угрозах, с которыми Украина столкнется на предстоящих выборах.
На предстоящих выборах в Украине возможна победа пророссийской политической партии.

Пока за окном звучит сирена, стоит задуматься о будущем в свете недавних выборов в Грузии, Молдове и Румынии.

Пока мы активно разрабатываем военные сценарии завершения конфликта, в нашем сознании необходимо удерживать другой сценарий – электоральную "контрреволюцию". Она все еще не является неизбежной.

Поскольку Путину не удастся полностью захватить Украину до конца своего текущего срока, он может перейти к другому сценарию, который уже применял с Бидзиной Иванишвили. Напомню, что тот вошел во власть с проевропейской повесткой. И сейчас "Грузинская мечта" утверждает, что стремится в ЕС, но… Все понимают реальное положение дел. В некоторых деревнях цена голоса достигала 20 лари.

В Молдове планировался аналогичный сценарий на президентских выборах. Пока что он не сработал, но впереди еще парламентские выборы. И скупка 300 тысяч голосов (которые были введены через российский банк) действительно могла повлиять на окончательный результат. Чуть-чуть не хватило. Просчитались. Санду устояла, но, как говорится, прошла на минималках (не удивлюсь, если часть денег, выделенных организаторами "каруселей", просто была присвоена, и поэтому результат оказался ниже ожидаемого).

Недавно появились свежие результаты из Румынии. Первым по итогам голосования стал ультраправый политик Калин Джорджеску (22,94%). Человек, которому социологи предсказывали 3-4 место. Антивакцинатор, поклонник Путина и евроскептик. Он использовал технологии TikTok и (по различным источникам) неформальную финансовую поддержку из России.

В ближайшее время нас ожидают выборы в Германии. И мне кажется, что Москва приложит все усилия, чтобы права "Альтернатива для Германии" набрала как можно больше голосов.

Теперь вернемся к нашей ситуации. Может ли кто-то гарантировать, что уже на первых послевоенных выборах у нас не возникнет какая-то "Украинская мечта", которая, рассказывая о европейской интеграции, приведет в парламент значительное количество людей, готовых предложить компромисс с Россией? Есть ли уверенность, что вложенные российские деньги в израненной войной стране не сработают так, как в Грузии или Молдове? Кстати, если раньше, по разным оценкам, партиям нужно было собрать около 600-800 тысяч голосов для попадания в парламент, то после войны может быть достаточно и 400. Не так уж и дорого для Кремля, не так ли? И самое интересное, что это не будет отражено ни сейчас, ни потом в социологии.

В конце концов, социология ошибалась и в Штатах. Исследователям стоит задуматься, почему люди в опросах часто лгут и как определить этот процент "недостатка", составляя различные рейтинги.

Таким образом, заглядывая в будущее, нужно осознавать, что война за безопасность, война за мир, война за будущее после (возможного) окончания острого этапа только начнется.

P.S. Пойду почитаю о механизмах таргетирования в TikTok. Похоже, это может пригодиться.