Тема Территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП) уже давно представляет собой сложный вопрос для Украины. Громкие скандалы вокруг "бусификации", коррупции, проблем с мобилизацией... Какие только обвинения не звучат в адрес этого подразделения Вооруженных Сил Украины, основная задача которого — привлечение военнообязанных для защиты Родины.
В конечном итоге депутаты Верховной Рады заговорили о роспуске ТЦК и СП, формировании из "тэцекашников" бригад и создании на их базе рекрутинговых агентств. Временная следственная комиссия ВР уже работает в этом направлении, заявила недавно нардеп, бывший член фракции "Слуга народа" Юлия Яцык.
На фоне всех этих обсуждений "Телеграф" обратился к своему постоянному респонденту по вопросам мобилизации — спикеру Полтавского областного ТЦК и СП, майору Роману Истомину, чтобы проанализировать ситуацию.
— Предположим, что процесс расформирования ТЦК начнется. Озвучено предложение создать вместо них больше рекрутинговых центров.
— На сегодняшний день, в соответствии с Положением о центрах рекрутинга, их деятельность носит информационно-консультационный характер.
В то же время в Положении о ТЦК и СП определен ряд полномочий и задач, которые на них возложены. Это включает участие в военно-патриотическом воспитании граждан, проведение мероприятий по постановке на военный учет, ведение учета призывников, военнообязанных и резервистов, подготовку и проведение мобилизации человеческих и транспортных ресурсов. К тому же мы обеспечиваем социальную и правовую защиту членов семей военнослужащих и ветеранов, помогаем действующим военнослужащим, пока они в отпуске, а именно на ВВК областного ТЦК возлагается задача обжалования решений районных ВВК.
Это только основные функции. В целом же полномочия ТЦК и СП прописаны в многочисленных законах и подзаконных нормативных актах. В частности, в законах "О мобилизационной подготовке", "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне Украины", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц", "О Государственной пограничной службе Украины", уставах Вооруженных Сил Украины, Кодексе Украины об административных правонарушениях и других.
— Кто будет выполнять эти задачи, если ТЦК расформируют?
— На данный момент это исключительно наши задачи, по крайней мере, большинство из названных мной. Если будут внесены изменения в действующее законодательство, эти задачи могут быть возложены либо на действующие органы, либо на какую-либо структуру. Но я предполагаю, что любая структура, которая будет заниматься призывом по мобилизации, так же, как и ТЦК сегодня, будет подвергаться критике со стороны тех, кто не желает защищать свою страну.
— То есть потребуется изменить или отменить Положение о ТЦК?
— Положение о ТЦК определено Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе". В нем указано, что Положения о центрах рекрутинга и территориальных центрах комплектования и социальной поддержки утверждаются Кабинетом министров Украины. В его исполнение было принято Постановление Кабинета министров Украины № 154, которое утверждает Положение о ТЦК и СП.
Но не все обязанности ТЦК определены исключительно этим Постановлением. Например, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, ТЦК и СП рассматривают дела, касающиеся нарушений законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Эту функцию, которую ранее выполняли военные комиссариаты, а теперь ТЦК, тоже нужно будет кому-то передать. И подобная ситуация не единичная.
— Военкоматы, согласно Закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов выполнения воинского долга и ведения военного учета", изменили название на ТЦК и СП 31 октября 2020 года. Хотя сам закон вступил в силу 23 апреля 2021 года. Это заняло целых полгода. Как долго может затянуться процесс, который хотят запустить сейчас?
— На самом деле реформирование военных комиссариатов началось задолго до 31 октября 2020 года. Вы спрашиваете меня о расформировании ТЦК и СП и передаче их функций неизвестно кому. Это отличается от реформы, и здесь пока нет ясности по поводу того, как это может быть реализовано. Конечно, ТЦК и СП этим заниматься не будут. Мы — военные. Если поступит приказ на перемещение, мы продолжим выполнять служебные задания в другом подразделении. А гражданские сотрудники будут искать другую работу.
— От кого должен поступить такой приказ?
— Деятельность территориальных центров комплектования и социальной поддержки координируется и направляется Министерством обороны. Именно они образуют, ликвидируют и реорганизуют ТЦК и СП.
Непосредственное руководство ТЦК и СП и контроль за их деятельностью осуществляют соответствующие оперативные командования, а общее — Командование Сухопутных войск, которое согласовывает основные вопросы деятельности ТЦК и СП с соответствующими структурными подразделениями Генерального штаба и Минобороны.
— Вы сказали, что в ТЦК есть военные, а есть гражданские.
— Штаты и штатное расписание ТЦК и СП утверждаются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил. Штатные должности заполняются военнослужащими, государственными служащими и работниками Вооруженных Сил.
Военнослужащие, проходящие службу в ТЦК и СП, это военные, проверяющие документы граждан на улицах и напоминающие жителям мирных городов об обязанности защищать свою страну. Большинство из них имеют боевой опыт, но после получения заключения ВВК об ограниченной пригодности были вынуждены перевестись в тыловое подразделение — ТЦК и СП.
Работники же — это гражданские лица. Например, социологи. Работу других никто не знает или не видит, но она также крайне важна.
Ни одному военному не нравится, когда его называют работником, то есть гражданским. Когда так говорят или пишут, это ошибка.
— Я сомневаюсь, что в новой структуре не будут брать взятки.
— К сожалению, взяточничество в Украине остается актуальной проблемой, и ни одна структура не является исключением. Мы не утверждаем, что определенные сферы полностью коррумпированы. Просто в любой из них встречаются отдельные личности, позволяющие себе выходить за рамки закона. В ТЦК и СП таких не так много, как может показаться. Случаи взяточничества не являются системными, но имеют место. Поскольку внимание общества сосредоточено на процессах мобилизации, каждый случай коррупции, даже безосновательное подозрение, получает максимальную огласку. И российские пропагандисты всячески этому способствуют, ведь это полностью в их интересах.
— Через вас тоже пытаются что-то "порешать"?
— У этого нет никаких перспектив. Я негативно отношусь к коррупции во всех ее проявлениях. И никогда не ставил своей целью находить незаконные пути для решения каких-либо вопросов. Возможно, именно поэтому единственное мое "богатство" — вымышленная вилла в Испании, которую мне приписали российские фейкоделы.
— В прошлом году люди высказывались за то, чтобы ТЦК и СП возглавляли люди с боевым опытом. Заменили старые кадры на новые. Но, кажется, ситуация не улучшилась.</